Темы Голодомора, войны, репрессий или депортаций сегодня звучат особенно остро. Дети слышат новости, видят изображение, подслушивают разговоры взрослых и неизбежно задают вопросы. Психологи подчеркивают: умалчивать эти события не стоит, ведь историческая память формирует понимание себя и страны. Но разговор должен быть очень осторожным и соответствовать возрасту ребенка.

Детская психологиня и травмотерапевт Елена Безлика объясняет: худшая стратегия — либо полностью замалчивать сложные темы, либо наоборот — перегружать ребенка болезненными деталями. По ее словам, когда ребенок не получает объяснений от взрослого, он может представить что-то еще страшнее реальности.

Как говорить с детьми до 7 лет

Дети воспринимают все буквально, поэтому им нельзя рассказывать сцены голода, насилия или смерти. В этом возрасте важно подавать информацию просто и спокойно:

Вместо ужасных подробностей лучше говорить о поддержке, заботе и силе людей, помогавших друг другу.

школа

Дети 8–12 лет: больше объяснений, но без шоковых подробностей

Младшие школьники уже способны понимать причинно-следственные связи. Поэтому им можно объяснять:

  • что такое несправедливость;

  • как тоталитарные режимы заставляли людей жить в страхе;

  • почему украинские семьи переживали потери и трагедии.

В этом возрасте важно показать, что трагедии повлияли не только на историю, но и на культуру, родословную и опыт народа. Но шокирующие детали детям все еще противопоказаны.

Подростки: честный разговор и факты без сенсаций

Подростки способны к анализу и критическому мышлению. С ними можно говорить более открыто, объясняя:

  • как работала советская пропаганда;

  • почему людей лишали свободы;

  • что такое коллективная память и зачем она нужна сегодня.

Подросткам важно давать проверенные источники – документальные фильмы, книги, музеи. Даже здесь нежелательно вдаваться в травматические описания – информация должна оставаться фактологической, а не шоковой.

Ребенок со смартфоном. Фото Freepik

Психологиня подчеркивает: после разговора ребенку следует дать время. Можно спросить:

  • что она чувствует;

  • что было непонятно;

  • что вызвало тревогу.

Ребенок должен остаться с четким осознанием: он в безопасности, рядом взрослые, защищающие его.

Эксперт подчеркивает: такие разговоры нужны не для того, чтобы испугать. Их задача – воспитать сочувствие, ответственность, уважение к истории и понимание того, через что проходил народ. Память – это не о травме, а о достоинстве.

Напомним, ученические олимпиады по-новому: школьников предупредили об изменениях

Раньше мы рассказывали, что количество школьников катастрофически уменьшается

Также, булинг ребенка в школе: адвокат дал советы родителям